![]() |
Кассовые аппараты (ККМ) Регистрация ККМ. Договор с ЦТО. |
+7 (499) 653-73-63 |
Автоматизация торговли - зачем и как
Автоматизация- это слово, которое все чаще и чаще используют хозяева разных по размерам магазинов. Владельцы больших, средних и маленьких магазинов размышляют об этом еще при создании своего детища.
Что такое автоматизация розничной торговли? Зачем она нужна? Что нужно для её проведения? Эти вопросы мы и рассмотрим.
Автоматизация розничной торговли- это ускорение всех её этапов, от приемки товара до продажи товара на кассе.
Рассмотрим поочередно все технологические процессы.
1. Начальное заполнение базы данных.
В автоматизации розничной торговли этот процессявляется наиболее трудоемким. Заполнение базы данных товаров осуществляется постепенно, в процессе доставки товара в магазине. Этот процесс можно автоматизировать, применяя следующее оборудование: персональных компьютеров товароведа, товаро-учетная программа и сканер штрих-кода.
Коротко опишем процесс.
Менеджер выбирает по одному экземпляру каждого поступившего на склад товара и начинает заполнять справочник «Номенклатура» в товаро-учетной программе, занося в неё информацию о товаре: наименование, единица измерения и штрих-код (индивидуальный идентификационный номер каждого товара), который считывается при помощи сканера штрих-кода.
2. Поступление товара.
После внесения в базу данных номенклатуры, этот процесс в автоматизации розничной торговли - на втором месте. Оформление поступления товаров может происходить по одному из двух вариантов, каждый из которых может быть автоматизирован с помощью торгового оборудования: терминала сбора данных и сканера штрих-кода.
Вариант 1 (наиболее распространенный).
Менеджер выбирает один экземпляр каждого поступившего товара по документам поставщика. Затем в товаро-учетной программе создается приходная накладная и с помощью сканера штрих-кода в неё вносятся отобранные товары.
Вариант 2 (альтернативный)
Используется терминал сбора данных, в который уже загружена весь справочник товаров. Считывание информации о товарах осуществляется в месте их приемки. Менеджер считывает штрих-код с товара терминалом сбора данных, на его дисплее отображается информация о товаре. После проверки соответствия поставляемого товара товару в базе данных менеджер вводит количество полученных товаров и сохраняет введенную строку. Эта же процедура выполняется и с остальными полученными товарами в соответствии с документами поставщика. После ввода в терминал сбора данных всей информацию о товарах она выгружается в товаро-учетную программу.
3. Учет товаров.
Это наиболее важный процесс автоматизации розничной торговли. Товаровед учитывает в товаро-учетной программе все операции, производимые с товарами: установка цен, перемещение, возврат и т.д. Автоматизация этих процессов позволяет максимально сократить время, необходимое для начала продажи товаров. Автоматизация розничной торговли на данном этапе позволяет:
- получать информацию о продажах с POS-терминалов;
- формировать отчеты о реализации товаров в любом аспекте;
- определить наиболее покупаемые и не пользующиеся спросом товары;
- создать отчеты для руководства по динамике продаж, прибыли, оборотах товаров, произведенных наценках и уценках;
- оценить состояние расчетов с поставщиками и много другой информации, которая помогает эффективно управлять магазином.
4. Производство.
В автоматизации розничной торговли в большинстве случаев данный этап является дополнительным. Многие магазины имеют свои производства, создающие кондитерские изделия, мясные полуфабрикаты, различные товары для дома и многое другое. Товаро-учетная программа позволяет автоматизировать процесс производства: используя технологические карты, товароведу не придется беспокоиться о том, сколько и какие товары должны быть списаны со склада, при реализации произведенных товаров. Все происходит автоматически при создании документа производства. С помощью специальных отчетов вы можете увидеть, сколько было израсходовано товаров и сколько было произведено.
5. Этикетирование товара.
Одним из важнейших процессов в автоматизации розничной торговли является маркировка товаров штрих-кодами. Конечно, не для всех товары могут быть применены штрих-коды. Существуют товары, на которых их использование практически невозможно: хлеб, кондитерские изделия, торты, пиццы, мясные продукты - отбивные, ветчина, шашлыки, люля-кебаб, различные салатыи многое другое. И в этом случае автоматизация поможет нам максимально ускоритьи облегчить данный процесс.
Этикетирование штучного товара осуществляется с помощью комплексов этикетирования. В товаро-учетной программе формируется штрих-код для товаров, для которых он не был изначально. Печать штрих-кодов осуществляется на самоклеящиеся этикетки различных размеров.
Этикетирование весовых товаров осуществляется весами с печатью этикеток. Такими весами могут пользоваться как продавцы, таки покупатели для самостоятельного взвешивания.
6. Реализация.
Полностью автоматизация розничной торговли проявляет себя, когда приходит время платить за товары. В автоматизированных магазинах кассиру не придется запоминать стоимость товаров, делать для себя «шпаргалки», если количество товаров очень велико, не понадобится для расчетов калькулятор и станет ненужным выполнение ряда арифметических операций по расчету скидки, и т.д. Всё это делает автоматизированное рабочее место кассира. Оборудование, которым пользуется кассир, позволяет за несколько секунд обслуживить клиента. Какое оборудование?Это:
- POS-терминал или POS-система - персональный компьютерс установленными на нем программами, обеспечивающими автоматизацию работы кассира (подбор товаров в чек, расчет скидок, наценок, возврата товаров, внесения и выплаты денег из кассы и другие необходимые операции);
- сканер штрих-кода; с его помощью кассир помещает выбранный покупателем товар в чек;
- дисплей покупателя - устройство, на котором отображается информация товаре(наименование, цена, количество, сумма и дополнительная необходимая информация;
- фискальный регистратор - кассовый аппарат, которым управляет программное обеспечение. Он печатает фискальные чеки, подтверждающие произведенную покупку, и различные отчеты.
Мы постарались обобщить все процессы, происходящие в розничные магазины. Возвращаясь к теме автоматизации, сделаем следующий вывод: цель автоматизации розничной торговли - контроль за исполнением многих бизнес-процессов, а именно:
- финансовый менеджмент;
- управление продажами;
- управление персоналом;
- управление затратами;
- управление запасами;
- управление клиентами.
Автоматизация розничной торговли служит для реализации целей, описанных выше; для этого используются автоматизированные системы управления розничной торговлей.
Средствами автоматизации розничной торговли являются оборудование и программное обеспечение, позволяющие реализовать данные цели при высоком уровне качества и надежности.